Статьи

Истории старого города - дом Альтшулера

22.12.2015

dom altshuleraМир дореволюционных Сум  невозможно себе представить  без улицы  Соборной – всегда людной и оживленной. Именно здесь в начале ХХ века располагались самые большие в городе магазины – фарфоро-фаянсовой посуды купца Павлова, суконных и ситцевых тканей Черняева. Были и особо  популярные среди сумчан гастрономы и бакалея  Скрипниченко, Суханова, Ворошилина. Находился и  книжный магазин Реньена, магазин табачных изделий Туршу, Азово-Донской банк,  «Садовое заведение» Аболтина. Был и еще один магазин, оснащенный  громадными стеклами и завидными  витринами. Вывеска заведения ( запечатленная на старинных  фотографиях)   в 1906 году сообщала, что здесь находится ювелирный магазин Исаака Альтшулера с сыном ( это здание  до наших дней не сохранилось, но на его месте в советское время был выстроен дом, в котором и до сегодня  тоже находится ювелирный магазин). Мимо магазина особенно любили прохаживаться сумчанки.  Останавливаться около  витрин было не прилично, потому сверкающие в лучах солнца бриллиантовые колье,  сапфировые  перстни старались рассмотреть  за минуту, чтобы потом делиться впечатлениями четверть часа. Надо сказать, что красоткам было о чем говорить, поскольку экспозиция витрин менялась довольно часто. Ну а хозяину было о чем подумать, ибо славянские женщины всегда были большими поклонницами  жемчугов, привезенных из морей Азии, алмазов из Африки, сапфиров и изумрудов из Индии и   самых лучших рубинов из Бирмы. Вечером, закрыв магазин и  садясь в экипаж,  Альтшулер обычно ехал по Петропавловской в сторону кадетского корпуса и, возможно, думал  о новых поставках украшений из Варшавы, Риги и Гельсингфорса, о новомодных платиновых брошках, украшенных ониксом и черной эмалью. В 1910 году такие броши, приколотые к черным лентам из муара и бархата, были на пике популярности.  А еще в том же 1910 году на пике популярности был его только что отстроенный  дом. Находился он за кадетским корпусом, в практически незаселенном тогда пригороде ( сегодня заброшенный и заросший деревьями  дом Альтшулера находится на улице Гамалея, на территории Биофабрики и огражден забором). И многочисленные гости с особым  удовольствием любили посещать этот дом  в стиле модерн, слушать пение лесных птиц ( вокруг дома - лесополоса), летом – плескаться в реке ( рядом Псел), пить чай в беседке… Счастливчиками были те, кто располагался неподалеку от хозяев в гостевом домике –  скромном   деревянном сооружении в стиле модерн ( о стиле красноречиво говорят сохранившиеся  с той поры мансардные  окна), с двухскатной крышей и  башенкой-луковкой ( ныне это жилой дом под №35). Случалось, что слушать  сладкоголосое пение птиц не было возможности – несколько десятков молодых людей –  гимназисток и гимназистов ( среди которых были и маленькие хозяева - Лев, Исидор, и Раиса Альтшулер), кадетов и приезжих, здорово веселились под открытым небом, по случаю государственных праздников ( в том числе и  в день рождения Императора Николая II ) и, соответственно вынужденных каникул, что  за звонким  смехом и веселыми забавами было не до птиц. Приемы были и в просторном и музыкальном  доме Альтшулера. Дети обучались игре на скрипке и фортепиано, славились музыкальностью. И вовсе не случайно, сестра ювелира З.Д. Альтшулер вошла в историю города как известный  преподаватель самой первой музыкальной школы в Сумах. Альтшулерам принадлежала одна из лучших парикмахерских и портняжных мастерских ( т.е. ателье) и даже типография. Но центральное место занимал ювелирный магазин, куда наведывались жены средних буржуа, банковских дельцов, удачливых торговцев, ведь по традиции только замужние дамы имели право носить дорогие ювелирные украшения, а девицы довольствовались  черепаховыми заколками и гребнями, украшенными имитацией бриллиантов – стразами, иногда скромными вещицами из янтаря ( переходившими по наследству от матери). Потому девиц в магазине не было. А  среди дам  наметанный глаз продавца сразу выделял тех, кто пришел за эсклаважем с платиной ( украшение, которое носили  на бархатной ленте на шее), изумрудными перстнями, золотыми  часами и браслетами, и тех, кто сможет себе позволить приобрести товар подешевле -  броши и кольца с аквамаринами, аметистами и александритами. К слову, в Российской империи, в  начале ХХ века, брошь была королевой среди  аксессуаров. Редко кто из дам смог бы обойтись без этого украшения, придававшего изящество блузе или  скрепляющей шаль, либо  украшающей только что появившийся модный и очень элегантный   английский костюм ( жакет и юбка). Броши в виде веточек с цветами, бабочек, корзинок, жучков, паучков, летучих мышей из червонного золота, либо платины, эмали и бриллиантов были лидерами продаж. Но не только женам преподносили такие подарки. На заре ХХ века распространенной формой концертов были бенефисы, такие выступления, когда весь сбор  от зала получала артистка - бенефициантка. Кроме того, поклонники какой-нибудь новомодной звезды сцены в обязательном порядке подносили ей подарки. Притом их не стеснялись делать как частные лица, так и  организации, к примеру, купеческие собрания. Замечу, что под подарками тогда понимали  только и исключительно драгоценности, в основном бриллианты.  В Сумах с гастролями также бывали знаменитые итальянские певицы, русские актрисы и музыкантши. И это несказанно радовало ювелира Альтшулера. Бриллиантовые диадемы  и колье ( особенно с камнями,  ограненными в Голландии), несмотря на баснословную стоимость  пользовались спросом. Случалось, что актрисам дарили инкрустированные драгоценными камнями веера со страусовыми перьями, но после 1910 года, когда электричество таки дошло и до периферии, веера особенно не надобились. Ведь обмахивать гарь и искусственно создавать «ветер» в раскаленной  от сгорания  свечей комнате, уже было не нужно!  Зато, собираясь  на званый ужин, на бал или в театр, просто необходимо было заранее помучив парикмахера модной прической  и  надев вечернее платье и туфли (и, обязательно, фельдекосовые шелковые чулки), припудрить лицо рисовой пудрой ( дам применявших в то время губную помаду или подводку для глаз практически не было, а если это имело место, то только среди актрис), освежиться любимым парфюмом, надеть  кольцо и сережки с синими сапфирами или же  две нитки жемчуга, новомодные  жемчужные сережки-гвоздики и непременно  сесть в экипаж! Поскольку в те времена считалось верхом безвкусицы идти пешком в вечернем платье и драгоценностях, даже если от дома  до театра было 30 метров.

Что ж, бриллиантовое  дореволюционное прошлое  Сум растворилось в тумане… Судьба ювелира Альтшулера и его семьи  после революции не известна.  В лучшем случае ему удалось выехать, и следить за развитием событий на  бывшей  родине, сквозь отнюдь не бриллиантовый, а «железный занавес».

Юлия Лесина

Автор благодарит краеведа Виктора Токарева за предоставленные краеведческие данные                 

Недавние статьи

Яндекс.Метрика