Статьи

Истории старого города - дом Алфёровых

14.12.2015

 

Любой дом может рассказать  какую-нибудь занимательную историю о своих жителях. Старинный  же особняк, если вы очень ему понравитесь, перенесет вас  вглубь столетий, и уж будьте уверены, ознакомит с фактами,  о которых вы никогда бы не узнали сами. Вот, к примеру, проходя по Петропавловской, вы наверняка любовались расположенным как раз  напротив остановки «Советская»   архитектурным сооружением, старинным одноэтажным особняком в классическом стиле,   в котором в 1980-90х годах находилась музыкальная школа №4  (ныне здесь Центр международных программ). Но кто из вас мог бы предположить, что и этот дом под номером 98 на Петропавловской  и село Бездрик под Сумами и  Харьковский художественный музей и, наконец,  величественный Казанский собор в Санкт-Петербурге, связаны между собой? Связующими нитями  для таких разных мест стала династия Алферовых.  Дом, построенный в  ХIХ столетии, сегодня один из немногих в Сумах, который, к счастью, не обезображен новомодными безвкусными вывесками. Благородными цветами он  выкрашен с  лица-фасада. Правда,  если зайти со двора, предстанет несколько другая картина: левое его крыло, с облущенной краской и старинной  розеткой на фронтоне, печально взглянет  вам в глаза и, возможно, неторопливо расскажет о древнем и малоизученном роде…

В далеком ХVII столетии  родоначальник рода Алферовых Марко Олиферович ( позже фамилия изменится на Алферов) станет старшиной Сумского казачьего полка и наряду с Кондратьевыми и Савичами составит часть  сумской полковой элиты. В 1689 году Марку Алферову за верную службу было пожаловано село Бездрик, которое отныне и до революции 1917 -го станет родовым поместьем Алферовых. Владел Алферов лесами, полями, «рыбными ловлями» и  селами в Сумском уезде. В одно из них – в Марковку, в ноябре 1708 года, заезжал ( на два дня)  сам Петр Первый.  В особняке Алферова  Император  провел военное совещание накануне очередного сражения в затянувшейся  Северной войне со шведами. Марко любил  свою Марковку, однако, его потомки  больше возлюбили живописный Бездрик. Вот как  в 1916 году описывал  в своих «Церковных древностях» это село   харьковский  историк П. Фомин: «Самое село Бездрик расположено между лесами на холмах, пересеченных глубокими балками. В одном месте самая высокая гора выходит своею оконечностью в направлении на юг к двум глубоким прудам, к которым спускается почти обрывами и которыми она окружена с трех сторон. Вершина горы покрыта лесом. Здесь-то, высоко над прудами, отражаясь в глубоких и чистых водах их, высится стройным и изящным силуэтом Архангело-Михайловская  церковь, деревянная, украинского стиля, с тремя по продольной линии уступчатыми башнями, увенчанными главами с четырехконечными крестами( в своем труде  Фомин особо уделял внимание и восхищался древнейшей реликвией этой церкви: тонкой резьбы деревянному иконостасу ХVII века. –Ю.Л.)  Деревянная в виде забора ограда квадратом окружает церковь; все пространство внутри ограды покрыто мелким кустарником, фруктовыми деревьями и несколькими старыми дубами и липами. За деревьями позади церкви к северу прячутся хаты и угодья крестьян. Над светлыми прудами, на фоне изумрудной зелени во всей своей красоте видна церковь. Чем-то мирным и уютным, чисто монастырской идиллией, дышит от этой прелестной картины одинокого храма в лесу над прудами. На южной стороне от прудов на склоне балки среди рощи расположено поместье господ Алферовых, с большим двухэтажным домом, выстроенным в 40-х годах XIX в. В классическом стиле, с колоннадой над парадным входом и такой же колоннадой и широкой террасой в сад над прудом.  Село Бездрик -  одно из древнейших в нашем крае. Семья г.г. Алферовых хранит у себя, как семейную реликвию, царскую грамоту, роскошно написанную на пергаменте красивым разрисованным полууставом со свинцовою печатью на шнурах. Грамота эта дана царями  Иоанном и Петром Алексеевичами в 7 год правления царевны Софьи Алексеевны сотнику Марку Алферову на владение землями, лесами, прудами, пасеками и хуторами в указанных здесь границах».

 В 1780-м году в Бездрике родится человек,  на многие столетия  вперед прославивший и свой род и место где родился.  Лучший ученик прославленной «Поповской  академии» Палицина и выпускник Петербургской академии искусств  Николай Федорович Алферов войдет в историю искусства как выдающийся гравер и  архитектор, который вместе с архитектором А. Н. Воронихиным работал над созданием знаменитого Казанского Собора. Тот, кто бывал в Петербурге и посещал собор наверняка, был впечатлен его мощью, его грандиозным северным фасадом с 96-ю колоннами. И величественная музыка эта ( ведь, как известно, архитектура – это музыка, застывшая в камне) появилась не случайно: архитекторы выполняли высочайшую волю. Император Павел I пожелал, чтобы строящийся по его велению храм был похож на величественный Собор Святого Петра в Риме. Строительство  шло  10 лет (и обошлось казне в 4, 7 млн. рублей). Казанский собор воспринимался современниками как памятник побед русского народа в Отечественной войне 1812 года.  После разгрома наполеоновских войск сюда были доставлены почетные трофеи: военные французские знамена и личный жезл маршала Даву. Здесь же  был похоронен  всенародный отец - фельдмаршал М. И. Кутузов. А  в 1893 году в Соборе  отпевали  П. И.Чайковского.  Надо сказать, что из многочисленных зданий, автором которых был Николай Алферов, сохранился  только этот Собор  да  небольшая церковь в Великом Бобрике ( ныне Краснопольского района). В  1815 году у Николая Федоровича родился сын Аркадий, который, унаследовав гены своего отца, тоже желал стать художником. Но судьба распорядилась иначе. Говорят, что  в усадьбу Алферовых, вернее на находящийся неподалеку ипподром, любили съезжаться сумские господа, дабы совершить приятные конные прогулки. Студент Харьковского университета Аркадий Алферов тоже любил лошадей, но, к несчастью, на одной из прогулок упал с лошади и повредил позвоночник. Художником  он не стал. Аркадий Алферов прославился тем, что стал искусствоведом и коллекционером. Он дружил с В.Каразиным, Г. Квиткой-Основьяненко, И. Айвазовским. И, живя и в Харькове и в Германии, посвятил делу коллекционирования предметов искусства всю свою жизнь. После смерти в 1872 году Аркадий Алферов завещал  коллекцию произведений искусств, которая насчитывала более 3 тыс.(!) экземпляров ( от Дюрера и Ботичелли до Брюллова и Айвазовского) Харьковскому университету. Позже коллекция, опись которой занимает 640 страниц, стала значительной частью собрания Харьковского художественного музея. Это был неоценимый вклад в сохранение и развитие культуры, который предстоит еще оценить будущим поколениям. В 1917-30 годах  и церковь, и особняк в Бездрике были стерты с лица земли. В  огне пожаров сгорел 200-летний архив рода Алферовых.  Но особняк на Петропавловской, стены которого  долгое время были украшены дворянским гербом рода Алферовых,  сохранился для будущих поколений. Он  может рассказать много интересного…

Юлия Лесина

Автор благодарит историка Михаила Манько за краеведческую информацию       

Недавние статьи

Яндекс.Метрика